Назад Оглавление Вперед

Кельтская церковь в Уэльсе

Природа кельтских церквей

Через пятьсот лет после распада Римской империи валлийское христианство имело свои самобытные черты. Эти черты являются общими для других кельтских стран, Ирландии, Корнуолла, Бретани, острова Мэн и большей части Шотландии. Порядок Римской церкви: в крупных городах епископы, у каждого своя епархия и свои официальные лица. Однако в кельтских церквях не было городских центров; аббат в своем монастыре имел больше уважения, чем епископ в своем кафедральном соборе, и редкостью была бюрократия, наблюдавшаяся при римском порядке. Историк Арнольд Тойнби (Arnold Toynbee) считал кельтскую религиозную традицию есть главной чертой того, что он называл цивилизацией Крайнего Запада Европы.

Были ли кельтские церкви "протестантскими"?

Когда протестанты откалываются от Римской церкви в XVI в., они смотрят на кельтские церкви как на ранние образцы протестанства, свободные от пороков Рима. Но это мнение не верно. Центральные доктрины кельтских церквей, в целом, католические. Папа не является кем-то выдающимся, но не потому, что кельты ощущают себя отдельно от церковной "мировой паутины", а из-за расстояния и того факта, что идея о главенстве папства не вполне развилась к этому времени.

Происхождение кельтского христианства

Происхождение кельтского христианства было довольно спорным вопросом. Насаждается ли христианство в Британии во дни Римской империи, или нужно смотреть в другом направлении? Сейчас принято считать, что британское христианство времен Империи сохраняется в юго-восточном Уэльсе, единственной части Британии, не завоеванной народами, жившими до того за пределами империи. Там живет Дивриг (Dyfrig), первый из "святых" Кельтской церкви. Его штаб-квартира была в Хенллане (Henllan, англ. Hentland-on-Wye) в теперешнем графстве Хенфорт (Sir Henffordd, англ. Herefordshire). В этот период определять точные даты невозможно, но похоже, что Дивриг живет между 425 и 505 гг.

Монастырь в Лланиллтид Ваур

Следующей за Дэвригом выдающейся фигурой среди христиан Уэльса является Иллтид (Illtud), основатель монастыря в Лланиллтид Ваур. До Лланиллтида можно добраться по морю, и его традиции позволяют предположить влияние людей, путешествовавших по морям. Они приносят монашество, мысль о том, что лучший путь достижения святости лежит через уход от мира и жизнь в общине, которая делает молитвы центральным занятием. В монастыре Лланиллтида большое значение придается образованию. Это центр христианства в кельтских странах. Самсон (Samson), основатель монашества в Бретани, уезжает туда из Лланиллтида около 540 г. Одним из его последователей является Павел Аврелий (Paul Aurelian), который сыграл выдающуюся роль в монашестве Корнуолла, и именно к Иллтиду и его преемникам ирландцы обращаются за руководством в делах веры.

Св. Давид и день Св. Давида

В следующем столетии, 500-600 гг., монахи не так образованы, однако они более аскетичны. Давид (Dewi) — имя, которое выделяется среди других в этот период. Он трезвенник, вегетарианец, твердо верящий в необходимость непрерывной работы. Он основал монастырь на западном мысе, выступающем в море, в идеальном месте для одного из главных центров кельтского христианства. Возможно, это был более ирландский центр, нежели валлийский. Давид умер 1 марта, приблизительно, в 590 г. Шестьсот лет спустя существовало по крайней мере шестьдесят приходов, носящих его имя, от кафедрального собора Св. Давида (Tŷ Ddewi) в графстве Хенфорт, от полуострова Бро Гуир (Bro Gŵyr, англ. Gower) до высшей точки долины реки Хаврен (Hafren, англ. Severn, лат. Sabrina). К этому периоду район, где церкви носят его имя, включает епархию Ти Теуи и больше половины валлийских земель. А поскольку день Св. Давида празднуется в большем числе приходов, чем день любого другого святого, вполне естественно, что он признается святым покровителем Уэльса. Давид прежде всего аббат. Возможно, что он также епископ, но представляется, что нет каких-либо оснований для утверждений, сделанных позднее, что он был архиепископом, имевшим власть над другими епархиями Уэльса.

Святые в "Век святых"

У Давида было много современников, среди них Тейло (Teilo), Кадог (Cadog), Падарн (Padarn), Беино (Beuno) и Тисилио (Tysilio). У них также были свои последователи. Например, двадцать пять церквей были освящены в честь Тейло к 1200 г. К Ллантеуи (Llanddewi) можно добавить Лландейло (Llandeilo), Ллангадог (Llangadog), Лланбадарн (Llanbadarn), Лланвеино (Llanfeuno) и Лландисилио (Llandysilio). В Уэльсе около тысячи приходов, и до половины названий начинается со "Ллан" (Llan, церковь). Первоначальным значением слова было скорее "земля, освященная для погребения христиан", а не "здание". Хотя имена Давида и его современников распространены в названиях, существует много церквей, освященных в честь основных христианских персонажей, таких, как Мария, Петр, архангел Михаил: Лланвайр (Llanfair), Лланбедр (Llanbedr), Лланвихангел (Llanfihangel). Но есть также названия менее выдающиеся, по имени людей и не стремившихся к святости, а, наверное не сделавших ничего большего, чем пожертвовавших землю для использования ее в качестве кладбища.

Уэльс и английское христианство

В "Век святых" валлийцы имели тесные связи со своими братьями-кельтами. Но, в отличие от ирландских миссионеров, они не особенно старались обратить английских язычников в христианство. Римское христианство достигает англичан в 597 г., когда Св. Августин приезжает в Кайр-гайнт (Caer-gaint, англ. Canterbury, лат. Durovernum). Папа назначил его архиепископом, поэтому он ожидал, что епархии Уэльса подчинятся ему. Однако они отказываются сделать это, и также отказываются соответствовать обычаям Рима, таким, как порядок определения дня Пасхи. Но в ходе следующего столетия большинство кельтских церквей принимает римскую Пасху. Когда в 731 г. английский историк Беда пишет церковную историю Англии, он относится к Уэльсу враждебно скорее всего именно поэтому.

Уэльс и следующие столетия Кельтской церкви

Уэльс принимает римскую Пасху в 768 г. Церковь создает прекрасные произведения искусства, такие, как книга Тейло и кресты в Маргаме (Margam) и других местах. Когда около 880 г. король Альфред ищет ученого мужа, чтобы поднять стандарт своего двора, он обращается к Ассеру (Asser) из Ти Зеви и зовет его в Уэссекс. И все же, почти двести лет спустя, когда Вильгельм Завоеватель захватывает английский трон, Церковь в Уэльсе все еще имеет свои отличия и обособлена.

Назад Оглавление Вперед