К началу

Оригинал — на сайте Валлийского национального общества народных танцев.
Перевод с английского Олеси Сафоновой.
Переводчик выражает благодарность за помощь Петру Безрукову и Марии Семенихиной.

История валлийского народного танца

История валлийского народного танца весьма печальна. Нонконформисты, появившиеся в Британии в 18 и 19 столетиях, воспринимали народное искусство и традиции Уэльса как нечто весьма греховное и противоречащее их вероучению. Члены нонконформистских общин, их диаконы и проповедники (некоторые из них были выдающимися людьми своего времени, подобно Томасу Чарльзу из Балы), сделали все возможное, чтобы вырвать с корнем все «греховные» народные увеселения – как, например, танцы, народное пение, фестивали в Мабсанте и вообще музыкальный фольклор, кроме, конечно, пения псалмов и церковной музыки. Людям пришлось подчиниться (!!) давлению высших слоев валлийского общества (и говорящих по-валлийски), хотя некоторые все же противились этому и продолжали танцевать (но только задернув дома занавески!).

Такие люди, как, например, Уильям Джонс (Ллангадван) и Эдвард Джонс (Бард и Бренин) видели, какой ущерб наносится народной культуре. Им, а также другим собирателям фольклора, как, например, Беннетту, Уолшу и Томпсону, удалось зафиксировать схемы танцев на бумаге. Плейфорд собирал и издавал валлийские танцы, такие как «Мейллионен» («Meillionen») и «Абергенни» («Abergenni»), начиная с середины 17-го века. Между музыкой Уэльса, Англии, Шотландии, Ирландии и Европы (что вообще свойственно музыке этого периода) шли активные процессы заимствования, и ряд валлийских танцев вошел в британские/английские сборники. Хотя оригинальные валлийские названия старались сохранить в переводе на английский язык, но, например, танец «Хофед ап Хивел» («Hoffedd ap Hywel») стал «Фантазией Пауэлла» («Powell’s Fancy»). За короткий период времени богатая, живая валлийская народная культура исчезла; лишь кое-где редкие исполнители clog-dance – ритмичного танца в деревянных башмаках – продолжали его танцевать и передавать свое искусство молодежи, да музыканты с тройными арфами [telyn deires] все еще выступали в поместьях, сохраняя традиционные мелодии, многие из которых были танцевальными.

К началу 20-го века вклад народного танца в валлийскую культуру был очень невелик. В 1920-х гг. старинными танцами начали интересоваться Хью Меллор, «Валлийский Союз Молодежи» [«Urdd Gobaith Cymru», далее «Ирд»] и другие. В 1940-х гг. в восстановлении валлийской танцевальной традиции ведущую роль сыграли Лоис Блейк и Гвин Уильямс, а в 1949 г. было создано «Валлийское Общество Народного Танца» [«Cymdeithas Ddawns Werin Cymru»], для возрождения и пропаганды старинных танцев. В сборниках были найдены многие танцы с валлийскими названиями или хотя бы «намеком» на них, хотя, возможно, какая-то их часть не имела никакого отношения к Уэльсу! Благодаря восстановлению танцев, их созданию, а также обширной исследовательской и практической работе, валлийский народный танец стал яркой, зримой, красочной и живой частью культуры Уэльса.

Сегодня в Уэльсе существует свыше двадцати взрослых танцевальных ансамблей и сотни коллективов в школах и клубах «Ирда». Он пропагандирует валлийский танец на Ежегодном Национальном Эйстедводе и привлекает тысячи молодых людей на соревнования по танцам. Общеваллийский [«Gwyl Plant Cymru»] и Гвентский Детские Фестивали [«Gwyl Plant Gwent»] пользуются большим успехом: в них участвуют тысячи детей, в основном из Южного Уэльса. Фестиваль Кануна Иванова дня в Кардиффе [«Gwyl Ifan Caerdydd»], проводящийся в середине лета – одно из крупных событий года в области народного танца, которое привлекает сотни взрослых танцоров со всех частей Уэльса, выступающих в народных костюмах.

К началу